|
29.05.2016
ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ РУССКОГО МОНАШЕСТВА НА АФОНЕКак ни пытаются так называемые «эксперты» представить историю России без казачества, а историю казачества без Православия – у них ничего не получается. Казаку, каким бы он ни был темным в теоретическом богословии, дано Господом Богом особое тонкое духовное чутье, в котором детская и простая вера его сочетается с резко обостренным чувством справедливости и свободы. Это сочетание объясняет во многом сложную и внешне противоречивую историю казачьего народа. И это же сочетание пишет образ казака – защитника и рыцаря Веры – внутренне схожим с сущностным содержанием иконы Архистратига Михаила. Недаром Божий Стратег – самый близкий по сердцу и духу казака святой и первый, после Матери Божией, хранитель и заступник. Но жажда Богодарованной свободы и стремление к Божией правде и высшей справедливости свойственна и тем избранникам, которые ради сего отреклись от всего тленного и стали монахами. История монашества на Руси столь тесно переплетается с историей казачества, что порой не отличишь, где кончается одно и начинается другое. Перечень нам известных святых казаков столь длинен, что нет возможности его привести даже сокращенно. Преподобный Илия Муромец, святые князья Александр Невский и Димитрий Донской, святитель Димитрий Ростовский, священномученик и патриарх Московский Гермоген... Если предельно кратко обобщить, то казачий народ – не столько народ-воин, но народ-мученик, взошедший на свою Голгофу и принявший от Господа венец славы в минувшем кровавом веке. И святость казачьего воинского подвига неотделима от святости подвига монашеского, который имеет своим истоком и своим средоточием Святую гору Афон. Ныне, празднуя в духе тысячелетие русского монашества на Афоне, мы с благодарностью вспоминаем наших святых соотечественников, принесших со Святой Горы на Святую Русь великую духовную школу исихазма (высшего духовного делания), а также общежительного и скитского жития, почитаем сонмы русских монахов, в том числе казаков, жизни и труды которых непосредственно составляют неотделимую часть сокровища мирового Православия. Тысача лет назад, в 1016 году, был составлен некий документ, который подписали все игумены монастырей Святой Горы. Среди подписей стояла и такая: «Герасим – монах, милостью Божией, пресвитер и игумен монастыря Росов. Собственноручная подпись». Дату сей грамоты и условились считать началом русского присутствия – создания общины русских иноков на Афоне. Но судя по всему, русские иноки поселились там гораздо раньше – с середины седьмого века. Главная же русская обитель – Свято-Пантелеймонов монастырь – была основана в 1169 году. Россия сакрально наитеснейшим образом связана с Афоном: Святая Русь тоже является одним из уделов Божией Матери; по церковному преданию, третий удел Царицы Небесной – Киево-Печерская Лавра, а четвертый – Серафимо-Дивеевский монастырь. Можно сказать, что глубинная сущность Русского Православия сложилась под непосредственным влиянием афонской мистико-аскетической традиции. Именно на Афоне принял постриг преподобный Антоний Печерский – родоночальник русского монашества. С Афона на Русь приехал святитель Леонтий Ростовский, ставший просветителем северных Русских земель и мученической кровью засвидетельствовавший Христову Истину. В XIV веке на Руси начался период возрождения исихазма, который вместе со святоотеческой литературой привез со Святой Горы и перевел афонит святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси. Именно учение исихазма дало новую жизнь, особую глубочайшую духовную реальность всему русскому монашеству. Через преподобных Сергия Радонежского и Кирилла Белоезерского это учение распространилось по всей русской земле. Позднее, в конце XV века, великий русский святой Нил Сорский, проведший на Афоне 20 лет, реализовал афонский монашеский опыт на родине. На реке Сор, что на Вологодчине, он основал скит по примеру афонского, став главным ревнителем движения нестяжателей. Когда в 1821 году под натиском турок афонские монахи были вынуждены вовсе покинуть Афон, именно благодаря блестящим победам Русского оружия на море и суше, инокам были возвращены все монастыри и угодья, что закреплено в Адрианопольском мирном договоре между Россией и Турцией. На Святой Горе бился пульс русской истории: вместе с подъемом Российской империи множились и цвели русские афонские обители (так, в 1913 году число русских монахов выросло до 5000, в то время как греческих было 3900), а с разрушением России и Самодержавия почти не стало и монахов. В 60-х годах на всем Афоне оставалось всего 7 пожилых русских иноков. Ныне Афон остается некой высшей духовной составляющей всего Христианства, последней инстанцией Божьего суда над нашей совестью и остывшей Православной верой последнего времени. Мистический стержень Нового мирового порядка, имеющего привести к власти единого религиозно-политического мирового лидера – антихриста – состоит в экуменической ереси. И мы свято веруем, что именно Афон станет первым духовным бастионом на пути этого всегубительного зла. Святая Гора станет «удерживающим» весь мир от сползания человечества в сию бездну. Афонские подвижники в последние месяцы первыми встали на духовную брань с самим сатаной, преградив собою натиск лжи и лести лукавого «всехристианского единства», ведущего к созданию Новой мировой религии – религии без Христа. Приезд на Святую Гору Росийского Президента -- Верховного главнокомандующего В.В.Путина в дни празднования тысячелетия русского Афона символично: духовная мощь, полученная от Бога и Его же святой нелицеприятный суд, являемый во все века на сем святом месте не дадут в обиду ни Русское Православие, ни Русское Государство, которое, веруем, покажет свое духовное величие уже в ближайшее время.
Совет атаманов, Правление МОО ЦКВ. |