|
16.05.2016
4 ИЮНЯ 2016 ГОДА В 11 ЧАСОВ, К ДЕСЯТИЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ В.М.КЛЫКОВА, СОСТОИТСЯ ПАНИХИДА У МОГИЛЫ В МАРМЫЖАХ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ. ПРИГЛАШАЕМ ДРУЗЕЙ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ.
Звания Народный Художник России (с 1999 г.) Академик Международной Славянской Академии Генерал-полковник казачьих войск
Награды Заслуженный деятель искусств РФ Общественная деятельность Президент Международного Фонда славянской письменности и культуры (с 1989 г.)
Биография Вячеслав Михайлович родился в селе Мармыжи Курской области 19 октября 1939 в крестьянской семье. Окончил Московский художественный институт имени В.И.Сурикова (1968) по специальности скульптор - монументалист. Получил известность скульптурным оформлением Центрального детского музыкального театра (1979) и фигурой «бога торговли» Меркурия у Центра международной торговли (1980). Почти все его произведения завершаются в виде бронзовых отливок с четким, обобщенным силуэтом. Стандарты официального монументализма «сурового стиля» вытесняются в них «карнавально»-игровым началом (декор детского театра, ряд станковых работ 1970-х – начала 1980-х годов), а в 1980-е годы – национально-романтическим пафосом. За годы своей творческой деятельности Вячеслав Михайлович создал более 200 скульптурных произведений. Среди его работ памятники Н.М.Рубцову в Тотьме, К.Н.Батюшкову в Вологде, Сергию Радонежскому в Радонеже, великой княгине Елизавете Федоровне в Москве, протопопу Аввакуму в селе Григорове
Нижегородской области, Кириллу и Мефодию в Москве, Владимиру Святому в Херсонесе, И.А.Бунину в Орле, маршалу Г.К.Жукову в Москве, Николаю II в селе Тайнинском и Подольске , Петру I в Липецке, Илье Муромцу в Муроме , Александру Невскому в Курске. В 1995 по проекту Вячеслава Михайловича на поле под Прохоровкой был установлен храм-звонница в память битвы на Курской дуге, эскиз которой был признан лучшим на народном обсуждении на конкурсе монумента на Поклонной Горе. Монументы работы Клыкова порой сопрягались с целым рядом сенсаций – так, Сергий Радонежской явился едва ли не первым монументом в перестроечной России, который попытались установить без официальной санкции, Николай II (в Тайнинском) был в 1997 взорван антимонархистами. В 1990-е годы скульптор, войдя в число идейных вождей «патриотической оппозиции», развернул широкую общественную деятельность, прежде всего в качестве председателя созданного им Международного фонда славянской письменности и культуры. Умер Вячеслав Михайлович 2 июня 2006 года в Москве. А 19 октября 2007 года, в день его рождения, на Родине, в городе Курске, открыт памятник великому Мастеру. Именем Вячеслава Клыкова назван проспект в Северо-западном микрорайоне Курска, где и установлен памятник. Его автор – молодой и талантливый скульптор Андрей Вячеславович Клыков. «Открытие памятника отцу, для меня – важное и святое дело. Идея памятника родилась легко, это любимая поза отца после работы. Единственный вопрос состоял в том, что именно изобразить сзади, просто каркас, а потом решил, Прохоровка, это же Курская Дуга. Это звонница находится в Белгороде, я подумал, почему ей не быть в Курске…». Сын изобразил отца сидящим на рабочем станке после работы. Кажется, что он присел только на минутку, передохнуть, вот-вот встанет и продолжит работать… Статья-воспоминание Андрея Клыкова об отце, ВОЛЯ И ВЕЧНОСТЬ Воля....это первое слово возникает, когда отъезжаешь от Москвы, минуешь Орёл, Мценск, когда горизонт начинает довлеть надо всем остальным пейзажем, когда начинается степь. ВОЛЯ . Кро-мы; сразу три речки-Нед-на, Крома, Оптуха...где-то здесь была усадьба Кудеяра, того самого, с двенадцатью разбойниками. ..Былинность... весь край пропитан чем-то слышанным в детстве, всосанным с молоком, внедрившимся в кровь, в косный мозг..Дорога вверх-вниз,вверх-вниз...на горизонте холмы лениво меняют очертания...они такие же как и тысячу лет назад... ВЕЧНОСТЬ. Названия становятся почти неузнаваемы и непонятны-Снецкая Лука (сняли с луки? спешили?), Красная Локна...реки-Цон, Ицка...тюркское наследие? Становое-это понятно, это по-нашему! Я еду к отцу...дорога знакомая с младых ногтей, названия на слуху ещё, наверное, до рождения - Жерновец, Фатеж (все -скоро Курск!) деревня Курица. Это юг! Это рубеж! Вот - Кресты (если в деревне было три георгиевских кавалера, деревня именовалась Крестами)! Это Родина... Я еду к отцу...он уже не спросит ( без эмоций, спокойно, словно вчера расстались)-» Каким ветром?» и этим погасит дорожное возбуждение и мы не пойдём в лесок, под мою берёзу и он не будет в тысячный раз рассказывать про то как они- послевоенная ребятня тренировалась в этом лесу...но я всё равно еду. Миновал Щигры -одна составляющая меня (здесь жили моя мать, её родители, здесь родился я)- уже чуть-чуть осталось...впереди водораздел, Красная поляна, где мои земляки - ополченцы разбили ногайцев, спешивших на подмогу шведам, под Полтаву. КРЕПОСТЬ... крепость ДУХА! Южное порубежье- здесь робким и слабым не место...Защитное, Полевое, Крутое- названия говорят сами за себя. Мармыжи...(про что это?) дальше, дальше! На станцию - (здесь дом) позже! Свернул в поле-чернозём волнами во все стороны, здесь, по этой дороге в лютые морозы конца семидесятых замерзал мой дед Михаил Константинович; он так любил песню про ямщика...не сбавляя скорости из жидкой грязи на кусок асфальта почти взлетел. Всё, приехали! Играют розовым и золотым на закате стены храма Покрова - последний приют и одно из последних его творений... Темнеет. Ворота закрыты. По соседям - потом, ключ искать - потом, между воротами и землёй более полуметра - ползком, вот и крест... «Здравствуй, я приехал!» До темна сидеть и курить, курить и сидеть... «Знаешь, вот живёшь, что-то делаешь, а там-отец, мать-тыл и, кажется, что это на века,... но вот его не стало -рухнули стены и ты один против всего мира, без защиты и поддержки...» -эти слова отца после похорон деда я осмыслил и воспринял только сейчас. Воля, крепость и вечность- это те слова,которыми можно охарактеризовать Клыкова Вячеслава Михайловича. Человек, сделавший себя сам и не остановившийся на этом. К середине, концу семидесятых годов этот вполне преуспевающий скульптор (Меркурий на МТЦ, оформление Детского Музыкального Театра, член худсовета МОС-Ха-карьера полным ходом!) перестаёт играть в бюрократически-богемные игры. Начинается становление последнего и основополагающего периода. Вообще, даже его творческие пристрастия как-то чётко связывались или привязывались к мастерской. Со сменой мастерской менялся и стиль, и интересы... Мастерская на Мещанке - это эксперименты, игра с объёмом, с фактурой.. .Астраханский переулок- это зрелость, наработка полученных в предыдущей мастерской приёмов, мастерство, творчество высшей пробы. Опять переезд, обустройство и работа, работа и ещё раз работа. Именно отсюда, с Ордынки вышли в свет все знаковые работы- Аввакум и Сергий, Кирилл с Мефо-дием и Серафим Саровский, князь Владимир и Николай Второй, и многие другие...Здесь рождалось и то гражданское мужество и неповиновение злу, имя коему- ВОЛЯ! Здесь решалось и без согласования, а часто и вопреки всем вышестоящим распоряжениям устанавливалось то или иное творение - и Сергий Радонежский, и Николай Второй. КРЕПОСТЬ! И всё это ставилось во имя Руси, во имя ВЕЧНОСТИ русского духа! Здесь начались и поиски соратников, организаций способных противостоять антинародному, антирусскому верху. Государственность, державность становятся основными идеологема-ми отца. Он очень негодовал по поводу развала Союза (« Это ПРЕСТУПЛЕНИЕ!»). Здесь разворачивается его неуёмная общественная деятельность, направленная исключительно на восстановление Государства Российского. Та деятельность, которая хотя и мешала ему как Художнику, отнимая и время и силы, но ковала из него Воина, Воина Духа... Крест на стыке трёх границ, проект храма -это его утверждение трёхчастности трёх славянских народов, их родства и единства. Глубочайшее убеждение в необходимости объединительных тенденций всего славянского мира двигало им и при работе в Международном Фонде Славянской Культуры и Письменности, и при подготовке и проведению Большого объединительного казачьего круга на Красной поляне (и здесь не обошлось без противодействия властей). Вообще казачество, как выразитель и носит ель духа радения за Отечество, было необычайно близко для отца. Мне думается, не последнюю роль в этой близости играли гены. Южное пору-бежье... Стрелецкая степь...эти места накладывают особый отпечаток и на простых людей, а отец говорил, что он разыскал некую информацию о стрелецком сотнике Клыке, сосланным Екатериной за буйный нрав и непочтительную дерзость на южные окраины Руси. Зная ВОЛЕлю-бивый характер отца и его непримиримое отношение к неправде властей не сомневаюсь ни секунды, что они одной крови. Многие (если не все!) общественные и политические деятели борются и выступают ПРОТИВ чего-либо, он, видимо был единственным действовавший ЗА! За единую и неделимую Россию, за восстановление порушенных связей между тремя братьями-Россией, Украиной, Белоруссией. За утверждение традиционного типа правления- монархию, за торжество Православия, за истинность народности. Это был человек никогда и ничего не искавший для себя лично, неприхотливый в еде, в быту он всю свою несокрушимую волю, неиссякаемую энергию направлял на выполнение определенной им самим цели, поставленной задачи и почти всегда добивавшийся успеха. Он не только видел, но и пытался показать всем остальным ту жуткую, нависшую надо всем христианским миром угрозу-угрозу нового хазарского каганата. Свидетельством тому являются две последние работы, посвященные победителю этой древней заразы. Князь Святослав вставший на Белгородчине, князь Святослав в Запорожье. Слишком короткий промежуток между открытиями этих двух произведений, слишком короткий, чтобы быть случайностью... Он кричит во весь голос, бьёт в набат- вот оно ЗЛО! И опять противодействие местных чиновников, шумиха в определённых СМИ, обвинения в разжигании межнациональной розни...Какие же надо иметь ВОЛЮ, КРЕПОСТЬ духа и устремлённость в ВЕЧНОСТЬ, чтобы невзирая не на что отстаивать ИСТИНУ! Целеустремлённость и умение не реагировать на комариные укусы извратителей истины помогали выстоять и победить. Святослав в селе Холки, Чернянского района, Белгородской области на коне, в момент победного торжества над хазарином- символ воинской славы славянства, образец того как должно быть. Вскоре совместными усилиями с украинской компанией «Мотор Сич» был установлен в Запорожье, на набережной Днепра, напротив острова Хортица ещё один Святослав. Памятник-завещание. «Возьмите меч мой!». Есть ли кому взять? Уж очень высока планка и гражданского долга и творческого горения, и беззаветной преданности Вере, Царю и Отечеству... Андрей КЛЫКОВ ПРИГЛАШАЕМ ДРУЗЕЙ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПАНИХИДЕ. |