|
11.12.2015
История катастрофы: как джихад вернулся в ЕвропуПервая часть книги солдата удачи Олега Валецкого.
![]()
От редакции. Олег Валецкий родился в 1968 году на Украине. Участвовал в боевых действиях на Балканах: в Боснии и Герцеговине (1993-1995 гг.), в Косово и Метохии (1999 г.), в Македонии (2001 г.). После работал в организациях, занимающихся разминированием территорий бывшей Югославии, Ирака и Афганистана. Ныне Олег Витальевич — публицист и писатель, освещающий военно-историческую, военно-политическую и военно-техническую темы. Сам автор озаглавил свою книгу так: «Действия исламских салафитских организаций в бывшей Югославии после войн 90-ых годов». Однако мы усмотрели в его материале нечто большее, потому и озаглавили серию публикаций иначе. Предлагаем вашему вниманию первую часть книги. Как все началось Большое влияние, полученное салафитами в ходе войны 1992-95 годов в Боснии и Герцеговине, продолжало сохраняться и после войны. Многие мусульманские (бошнякские) кадры в государственном аппарате продолжали их поддерживать и вопреки давлению США и НАТО. В силу такого влияния, а также благодаря хорошей организации и финансовой поддержке, иностранные моджахеды долго оставались на Озрене, в селе Бочиня, а затем просто расселились по другим селам и городам, в том числе в Сараево, либо уехали из Боснии и Герцеговины. Однако к тому времени на смену к руководству исламским фундаменталистским (салафитским) движениям в Боснии и Герцеговине пришли местные мусульмане, которые через 10-15 лет после конца войны оказались способными собирать по несколько сотен, а то и тысяч человек на митингах в поддержку иностранных моджахедов, либо на похоронах своих вождей. После окончания войны в Боснии и Герцеговине влияние идей исламского фундаментализма в среде боснийских мусульман продолжало расти. Одним из главных факторов в этом было то, что многие моджахеды, прибывшие сюда по каналам исламских «фундаменталистских» организаций, остались жить в районе Зеницы, Какня, Травника и, в первую очередь, в бывшем сербском селе на Озрене — Доня Бочина, а также в нескольких соседних селах, ставших их базами и одновременно местом жительства до середины 2001 года. Долгое время не учитывался факт того, что к концу войны большинство моджахедов были местными мусульманами, что говорит о том, что движение моджахедов смогло «осесть» в местной среде в силу заданного прошедшей войной шовинистического антисербского и антихорватского, а тем самым и антихристианского вектора. Паспорта жизни Данному обстоятельству способствовало то, что большинство иностранных моджахедов получили в годы войны (или сразу после нее) гражданство Боснии и Герцеговины. Согласно данным статьи «Паспорт жизни» журналистки Вилданы Селимбегович («Putovnica za gori život». Vildana Selimbegović. BH Dani, br. 224, 21.9.2001.), до полутора тысяч лиц афро-азиатского происхождения, которых можно отнести к моджахедам, получили в годы войны и сразу после нее гражданство Боснии и Герцеговины. В интервью этому же автору («Zašto smo morali isporučiti Alžirsku grupu», BH Dani, br. 243, 8.2.2002.), тогдашний премьер-министр Боснии и Герцеговины и глава социал-демократической партии (СДП) Златко Лагумджия сказал, что в то время, чтобы получить гражданство достаточно было рекомендации из Президиума Боснии и Герцеговины или работника в консулате о том, что данное лицо «помогало Боснии и Герцеговине». Однако для особых случаев рекомендации были не нужны, поэтому сам Алия Изетбегович через своего сына Бакира послал отличившимся моджахедам пятьдесят паспортов. С документами граждан Боснии и Герцеговины бывшие моджахеды беспрепятственно ездили в Европу. Так один бывший моджахед и член движения «Аль-Джихад» из ЕгиптаЮсуф Амгад, разыскиваемый в Египте, был арестован на границе Боснии и Герцеговины в июле 2003 года с фальшивыми бельгийскими и действующими боснийскими документами. Организация исламской молодежи Mоджахеды поселились не только в селе Доня Бочина, чье имя стало со временем на слуху. Поселились они и в других частях Боснии и Герцеговины. В 1997 году в интервью журналу «BH Dani»(номер 93) Мирсад Веладжич, губернатор Унско-Санского кантона Федерации Херцег-Босна (мусульманско-хорватская часть нынешней Боснии и Герцеговины — прим. Ред.), подтвердил присутствие в своем кантоне (с центром в Санском Мосте) бывших моджахедов. Каково было их влияние показывает то, что согласно книге «Гариби-моджахеды в Боснии и Герцеговине в 1992-95 годах» Эсада Хечимовича («Garibi — Mudžahedini u BiH 1992-1999. Esad Hećimović), как и согласно целому ряду иных источников, в том числе документов международной полицейской миссии — IPTF, два захваченных моджахедами под Возучей сербских пленных — капитан Ненад Шкырбич и «заставник» Душан Шкребич по личному приказу бывшего командующего третьим корпусом генерала Сакиба Махмулина весь 1996 и первую половину 1997 года удерживались тайно в тюрьме города Зеница так как могли быть свидетелями убийств моджахедами сербских военнопленных. Лишь под давлением международной полицейской миссии «бошнякская» сторона согласилась их освободить, и 3 августа вертолетам войск SFOR они из Зеницы были переброшены в Баня-Луку. При этом моджахеды послужили «инициативной» группой для создания в Боснии и Герцеговине движения ваххабитов, которому Саудовская Аравия через сеть различных «гуманитарных» организаций могла вполне легально помогать через их офисы в самой Саудовской Аравии. Так после войны в Боснии и Герцеговине стараниями ваххабитов и моджахедов (что в первое время было, как правило, одно и то же) возникла «Организация исламской молодежи (Organizacija islamske omladine)», выпускавшая свой журнал «Сафф (Saff)» и завоевавшая достаточно прочное влияние в среде местной исламской молодежи. Возросшие амбиции революционеров — моджахедов Моджахеды не скрывали своих претензий на всю Боснию и Герцеговину. Один из местных лидеров алжирец Абу Салим дал в 1996 году интервью лондонскому журналу «Europien», где утверждал, что мы «живем во времени, в котором победит ислам, и наше присутствие в Боснии должно это обеспечить». На американских солдат, по его словам, моджахеды нападать не собирались, если те не захотят «оккупировать» Боснию, а если правительство Боснии и Герцеговины потребует ухода моджахедов, то «защитит нас босанский народ, так как мы их защитили от сербов. Босния — святая исламская земля и наша обязанность оборонять ее от оккупации». Нет смысла преувеличивать военное значение небольшой группы моджахедов обосновавшейся тогда в Боснии и Герцеговине, но нельзя преуменьшать их политическое значение, ибо, как известно, все революции начинались с небольших групп. Моджахеды были, безусловно, революционерами в «классическом» понимании этого слова и при этом достаточно радикальными и решительными. Внедрение в албанские и чеченские ряды Согласно данным Международной полиции — IPTF в 1998-99 годах из Боснии и Герцеговины была тогда организованна и отправка исламских добровольцев в ряды албанской УЧК/UÇK (по-албански — Ushtria Çlirimtare e Kosovёs, по-сербски ОВК — освободительное войско Косово, а по-русски ОАК — освободительная армия Косово). А затем, с началом войны в Чечне в 1999 года, и в ряды чеченских сепаратистов. В публиковавшихся воспоминаниям самих этих добровольцев (например, в журнале «Сафф (Saff)») в Чечне иные из них были саперами, благодаря полученному в Боснии и Герцеговине опыту. В ходе войны в Косово в 1998-1999 годах моджахеды участвовали в боевых действиях против югославских вооруженных сил на стороне албанской УЧК. Когда в июле 1998 года было штурмом взято село Дони Преказ в районе Дреницы сербскими войсками, то, преследуя отступавших боевиков, сербы взяли в плен и семерых моджахедов, причем, все они оказались местными албанцами («Абу Бекир Садик» «Безбедност», №5, Белград, 1998г.). Среди них оказался и командир формирования моджахедов Экрем Авдия, рожденный в 1973 году в Косовской Митровице и закончивший среднюю исламскую религиозную школу в Приштине и Исламский институт в Саудовской Аравии. В промежутках между учебой Авдия успел поучаствовать в боях, как доброволец-моджахед, в войне на просторах Боснии и Герцеговины в отряде «Аль Моджахед» армии Алии Изетбеговича, что видимо, способствовало выделению ему стипендии от правительства Саудовской Аравии(«Абу Бекир Садик» «Безбедност», №5, Белград, 1998г.). Дневник моджахеда У Авдии был найден дневник, позднее опубликованный в белградском еженедельнике «Воскресный телеграф» — от 26 августа 1998 года. Из этого дневника видно, что Авдия, чей псевдоним был Абу-Сухейб, формирование отряда моджахедов начал по приказу Абдулаха Духаймана — руководителя организация «Бюро исламского зова», со штаб-квартирой в столице Саудовской Аравии городе Эр-Рияде. Абдулах Духайман был одним из командиров отряда «Аль Моджахед» в составе мусульманской армии Боснии и Герцеговины во время войны, и там с ним и познакомился Авдия. Последний, в январе 1998 года создал в Косовской Митровице отделение этого «Бюро» при финансовой поддержке не только Духаймана, но и ряда других спонсоров из исламских стран, в том числе из Боснии и Герцеговины. Еще в 1997 году Авдия посетил Абу-Маали, командира формирования «Моджахед», который со многими своими бойцами продолжал оставаться на территории Боснии и Герцеговины и оттуда в косовскую Митровицу пришли не только деньги, но и оружие, которого только до конца 1997 года на склады Авдии находилось до трехсот автоматов и десяток гранатометов, а также большое количество боеприпасов. Получил Авдия и десяток автомашин, так что проблем с оснащением у него не было, и денег ему давали достаточно. Так в его дневнике помечено получение денег из Алжира. Уже в июне 1998 года в селе Дони Преказ было создано формирование «Абу Бекир Сидик» почти исключительно из местных албанцев, общая численностью в начале 70 человек, отмеченных Авдией, как «правоверные мусульмане», затем появились и иностранцы-моджахеды, в общей сложности, до сорока человек. Текучка кадров Таким образом, в районе Дренице был создан отряд моджахедов, общей численностью до 120 человек, действовавший несколькими группами по 15-20 человек в течении полутора месяцев. За это время десятка два моджахедов погибло, но на смену им пришли новые бойцы. Действовали моджахеды в координации с УЧК, но приказы получали исключительно от Духаймана. Показательно, что пленные моджахеды во главе с Авдией после пребывания в тюрьме в Сербии позднее были разменены и выпущены из заключения. Сам факт, что в подготавливаемых ими силах УЧК действуют подразделения моджахедов, вряд ли мог быть командованием НАТО незамечен и так в частности немецкий авторЮрген Эйзесер бывший член комиссии бундестага по контролю над спецслужбами в своем интервью журналу «Нин»(Сербия), твердил что бывшая супруга одного из моджахедов Рэда Зайама немка Дорис Глик также говорила ему о контактах ее бывшего мужа, являвшегося одним из помощников тогдашнего руководителя моджахедов в селе Бочиня — «Абу Маали» (получившего еще в 1995 году гражданство Боснии и Герцеговины) с сетью террористов Аль-Каиды в Германии. Продолжение следует… http://fapnews.ru/206785-istoriya-katastrofyi-kak-dzhihad-vernulsya-v-evropu/?_utl_t=lj |