30.03.2015

СВЯЩЕННИК ДМИТРИЙ НЕНАРОКОВ: СЛОВО В НЕДЕЛЮ ПРЕПОДОБНОЙ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ

Дорогие братья и сестры!

В день память преподобной Марии Египетской я хочу говорить о самом главном – о цели христианской жизни – о соединении с Господом. Обожении. Цена, которую платит человек за достижение этой цели, всегда была высокой: кто-то жертвует своей жизнью сразу — даже сейчас, в 21 веке, мы видим, как много христиан принимают мученическую кончину за свою веру. Другие, чей тот же мученический духовный подвиг продолжителен во времени – зовутся преподобными.

Мария Египетская прославлена в лике преподобных. Осознав свой грех, она изменила образ жизни – полагаясь лишь на волю Божию, она всю жизнь провела в условиях, в которых человеку невозможно выжить физически. Можем только догадываться, какие невыносимые страдания, скорби приняла она на себя, прожив в заиорданской пустыне 47 лет. Подвиг Марии Египетской был засвидетельствован преподобным Зосимой, который записал её жизнь, принял у неё исповедь, а затем причастил и упокоил её.

Здесь приходит на память житие другой великой подвижницы, жившей совсем в иное время и, казалось бы, совсем в ином мире: святая блаженная Ксения Петербургская, в заботе о вечной участи своего безвременно умершего супруга, в свои 26 лет взяла на себя подвиг юродства Христа ради и таким образом, живя среди людей, совершенно ушла из мира. И здесь рациональному человеческому разуму также недоведомо, как возможно человеку понести такие запредельные скорби.

Вспоминая эти великие своим дерзновением подвиги, невольно задаёшься вопросом: ради чего это всё? Ответ очень простой и вместе с тем ещё более недоступный приземлённому практическому уму — ради того, чтобы вернуть себе Бога.

Приведу ещё два, на первый взгляд, не связанных между собой примера.

Пример взят из святоотеческих рассказов. К старцу пришли две женщины. Одна из них была в слезах раскаяния, потому как сотворила тяжелый грех, а другая пришла с ворохом грехов, называемых в просторечии мелкими. Старец, видя столь разное духовное состояние пришедших, велел первой женщине принести тот камень, который, по её мнению, соответствует её греху; она отыскала тяжелейший валун, который едва донесла до кельи старца. Другая женщина, получив такое же благословение, собрала мелкие камешки вдоль дороги. Тогда старец сказал: «Господь, конечно, отпустит грехи вам обеим, но удержите ли вы в себе ту благодать отпущения грехов, ту благодать вселения Господа?» И велел женщинам отнести свои камни на те места, где каждый из них был найден. Первая женщина хорошо помнила, где лежал камень, а вторая не смогла вспомнить, где лежал каждый их камешков…

Наконец, пример из Евангелия: повествование о грешной женщине, которая помазала ноги Господа миром и отёрла их своими волосами. Это было в доме Симона фарисея, который пригласил Господа лишь с тем, чтобы, показательно отступив от законов и обычаев гостеприимства, прописанных в Моисеевом законе, послужить для окружающих примером пренебрежительного отношения ко Христу. Между тем, в доме Симона произошло совсем обратное – попросту небывалое: разлилось благоухание мира, и в отношении Господа совершился акт чрезвычайного почитания – Ему была оказана царская почесть. Господь сказал тогда: «Прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много »( Лк.7,47).

Что же объединяет все названные мною примеры? Во всех этих повествованиях, как и в самой нашей жизни, мы можем видеть великую тайну любви Бога к человеку, которая выражается в том, что Господь вселяет в человека дух, зажигает искру для возжигания пламени нашей ответной любви ко Господу. В ком-то разгорается величайшее пламя, и человеку становится возможно поистине невозможное, как это было с Марией Египетской, с Ксенией Петербургской. Ответная любовь к милосердному Богу горит, давая дерзновение на сильные и значимые поступки, как было с той женщиной, которая принесла тяжелый камень к келье старца или с помазавшей ноги Господа миром. В ком-то пламя не загорается вовсе, как в том фарисее Симоне. С другой стороны, в названных мною примерах содержится тайна любви человека к Богу: хочет ли сам человек Бога или нет? Господь смотрит на наше сердце и ищет малейшего желания быть с ним. Если Он такое обретает, тогда весь остальной путь человек проделывает вместе с Господом. И уже Господь Сам разогревает его сердце, вселяет в него благодать.

«Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению»,— сказано в Писании (Флп.2,13).
Но Господь дал нам, как образу и подобию Своему, и свободное произволение. Своей свободной волей мы уподобляемся Богу, и зависит только от нас, как мы ею распорядимся, как распорядимся своей жизнью – пройти ли нам тесный путь вместе с Богом, но в радости и ликовании, которого не может познать мир, лежащий во зле, либо нам предпочесть земные блага небесным, и тогда, может быть, в этой жизни нам порой будет даже казаться, что мы счастливы.

Но главного счастья, главной радости мы так и не познаем – она познаётся только в Господе.