08.08.2014

Юбилей Азовского сидения – Это не был спектакль, а самая тихая и настоящая Любовь к Родине

Азовское сидение

 

Наталья Пичурина

map1lightНа юге России есть удивительный город Азов: красивый, уютный и очень праздничный. Город трудолюбивых и добрых людей, с честными глазами и открытыми сердцами. По российским меркам не самый крупный, рядом «миллионник» Ростов-на-Дону, но и провинциальным его никак не назовешь. Здесь – развитая промышленность, знаменитый Азовский морской порт, серьезная инфраструктура здравоохранения и образования. И ещё – музейные комплексы сооружений старинных крепостей, памятники военно-инженерного искусства, богатейшие археологические коллекции эпохи бронзы и раннего железного века, уникальное сарматское золото… Всего не перечислишь. Историческая глубина Азова потрясает, заставляя гордиться достойными страницами великой российской истории.

У меня в этом городе много друзей, и наша семья давно считает его «своим». Но в этот раз мы едем не к ним, а на юбилей хорошего и нужного события: наВсероссийский фестиваль военно-исторических клубов. Вот уже десять лет в начале августа в историческом центре города проходит реконструкция событий «Азовского осадного сидения донских казаков 1641 года».

Каждый год, азовчане и гости города, собравшись на поляне между Азовским портом и Крепостным валом, превращаются из зрителей в участников исторического события, значение которого становится понятным, если вспомнить, что всего, лишь три с половиной столетия назад над исконно Христианской землей, раздавались крики муэдзинов.

Историческая реконструкция – это не спектакль с заведомо отрепетированными и приглаженными сценами. И не игры взрослых мужчин в «войнушку». Это сакральное действо, отражающее вечный русский поиск правды, заставляющее увлечённых людей годами искать в архивах, в кладовых народного эпоса, в музейных экспонатах и археологических раскопках объективные свидетельства давних событий. Это и есть та самая, тихая и настоящая Любовь к Родине, связывающая неразрывными нитями прошлое, настоящее и будущее.

В этом году фестиваль особый. Десять лет – достаточный срок, чтоб доказать свою необходимость. День праздника ждут и помнят не только жители Азова, Ростова и окрестных деревень, он давно стал по-настоящему народным: в непосредственной реконструкции осадного сидения приняли участие более 200 членов 36 военно-исторических клубов Ростовской области и 20 регионов страны. География обширна, это весь юг России: города и станицы Ростовской области, Астрахань, Волгоград, Майкоп, Ставрополье и Краснодарский край. А ещё – Москва, Рязань, Саранск. Очень ждали братьев из Новороссии. Но реконструкторы из украинского Донецка приехать не смогли, зато в числе гостей фестиваля были дети из лагерей временных переселенцев. А их улыбки и неподдельная радость дорогого стоят.

Организовать и подготовить праздник такого масштаба трудно. Людям, даже самым преданным идее исторического поиска не легко самостоятельно решить вопросы доставки и перевозки тяжелых и дорогих военных доспехов, костюмов, совсем не игрушечного оружия и пиротехнического оборудования. А ещё нужны места торговли холодным квасом, август – «верхушка» азовского лета, с 38 градусами жары и без единого облачка на небе. Необходимы скамеечки для отдыха и развлекательные островки для малышей, на этот праздник идут всей семьей, не забывая и про старшее поколение. Азов город созидательный, он поет, танцует, рисует и пишет стихи. А значит, нужны площадки для творческих коллективов, мастеров искусств и народных промыслов.

Потому и проходит фестиваль при непосредственном участии и помощи администраций Ростовской области, города Азова, и сотрудников историко-археологического и палеонтологического музеев-заповедников. Кроме того, есть ещё одна реалия современной жизни – обеспечение безопасности. Что ни говори, Ростовская область уже несколько месяцев прифронтовой регион. К слову сказать, в этот день полиция была как-то особенно доброжелательна и улыбчива. Одна деталь праздника, вопреки карикатурным представлениям об «отдыхе» русских на нарядных улицах города не было ни водки, ни пива, ни пресловутых «алкашей»…

В летописи русского прошлого Азовское сидение донских казаков 1641 года одна из самых героических страниц. 373 года назад маленький гарнизон Азова, устояв под натиском многотысячной армады Османской империи, показал пример духовной стойкости и воинского мастерства. Цена победы дорога – тысячи погибших в сражении. И вечная слава казакам, чей подвиг восстановил историческую справедливость, во многом утвердив место России в Православном мире.

Азов, владение которым определяло контроль над степными просторами Нижнего Дона, Северного Кавказа, и свободу передвижений в акваториях Азовского и Черного морей был очень важен Турции.

Армия, вооруженная мощной артиллерией из 110 пушек с ядрами, 30 – для навесной стрельбы и 670 мелкими орудиями… Лучший для того времени флот из 100 больших средиземноморских галер, 80 крупных кораблей, 90 мелких морских судов и 200 транспортных кораблей с грузами пороха и ядер… 250 тысяч обстрелянных и повоевавшие профессионалов – янычар, крымцев, татарских и ногайских конников, пеших воинов, набранных с территорий, подвластных Османской империи… Не гнушались турецкими кровавыми деньгами и цивилизованные европейцы, военные специалисты и инженеры из Испании, Венеции, Франции и Швеции.

Вся дьявольская сила армии и флота страны, скованной железной дисциплиной, воодушевленной идеями торжества ислама воевала против силы Веры 5367 православных, и их 800 верных жён. Вся мощь опытных в военном деле паши Гуссейна-дели и капитан-паши Пиали-ага против силы Духа и мужества казачьих атаманов Осипа Петрова и Наума Васильева, сказавших своим соратникам: «Вот храм Божий, защитим его или умрем близ алтаря Господня».

Три месяца яростных штурмов врага и неба, чёрного от оружейного дыма. Три месяца крови, потерь боевых товарищей и беспримерного мужества. Три месяца страшной реальности неправедной войны.

Обстрелы разрушили стены, дома и башни Азова. Разбили церковь Иоанна Предтечи. Но крепость стояла насмерть…

Турецкие силы несли большие потери, в армии погибли 23 тысячи человек, во флоте – почти три… Убили половину казачьего войска. Османские офицеры предлагали защитникам крепости выгодную сделку: «Сдадите Азов – получите богатство великое, не выйдете – завтра живы не будете». Но каждый раз казаки отказывались покинуть город.

Страшная историческая параллель: паша Гуссейн-дели понимая последствия проигрыша в этом противостоянии, принял решение засыпать всех защитников крепости землей. И тогда, руководителями этих безумных инженерных работ стали «цивилизованные и образованные» итальянские и немецкие консультанты… Вечная притча о «тридцати сребрениках» для мастеров и инженеров католического Запада?

Но есть предел и у человеческих возможностей… Обессилившие, но не сломленные казаки собрались в ночь накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы в уцелевшем храме Святого Николая Чудотворца. Долго молились и, поцеловав Крест и Евангелие, приняли единственное для честного воина решение умереть, но не сдаться: «чтоб при смертном часе стоять дружно и жизни не щадить». Не смотря на чины и возраст, попрощавшись друг с другом по-братски, дали обет, если кто останется жив, примет монаший постриг.

Были тогда казакам и чудесные явления – увидели они в стане врага двух старцев, сказавших: «Побежали, казаки, от вас паши турецкие и крымский царь из таборов. Пришла победа над ними от Христа, Сына Божия, с небес, силою Божией». И явилась Богородица, показавшая воинам путь, защитившая их своим Покровом.

Ранним утром, на рассвете, казаки вышли на свой последний и решающий бой. Прячась в густом тумане, который чудным образом покрыл всё поле боя, подошли к лагерю турок. Но там никого не было. В ночь христианской молитвы паша Гуссейн-дели снял осаду и отвел армию к кораблям.

Донцы догнали врага, и горсткой оставшихся в живых, но обессилевших героев, уничтожили османскую армию и флот. Сила Правды разбила силу зла. Турки бежали, оставив под Азовом тысячи трупов. Крымский хан Бегадир-Гирей умер по дороге в орду. Кафинский паша Юсуф был убит. Главнокомандующий паша Гуссейн-дели, не доехав до Стамбула, умер, не выдержав стыда поражения. Выжившие военачальники османской армии были преданы турецкому военному суду. Гассан-паша был заключен в тюрьму. 93 дня и 93 ночи героической обороны донских казаков обернулись для Османской империи позором и разгромом…

У Азова потом были разные времена… Был и январский 1642 года Земский Собор в Москве. Как бывает в такие исторические этапы, мнение о принятии Азова, просившегося в Россию не нашло поддержки у некоторых торговых и посадских людей, которые аргументировано объяснили возможные коммерческие риски и вероятность новых войн. Особо посетовали на огромные расходы по строительству «засечных черт» -системы оборонительных сооружений, применявшихся на южных границах Русского царства  для защиты от монголо-татарских и крымских войск. … Земский Собор принял тогда осторожное соломоново решение: «Азов не брать, но и казаков в обиду не давать, оказать им всемерную помощь».

В Стамбуле же напротив, размышлять не стали. Султан Ибрагим, оправдывая свою кличку «Безумный», учинил массовую резню христиан. А военно-политическая верхушка Порты незамедлительно приступила к формированию новой армии для взятия Азова. Понимание значимости возвращения города подтверждалось и тем, что новый поход возглавил сам великий визирь Мухаммед-паша.

Узнав об этом, Царь Михаил Федорович отправил на Дон указ: «Дабы напрасно не пролить христианской крови, повелеваем вам, атаманам и казакам, и всему Великому Войску Донскому Азов оставить и возвратиться по своим куреням…»

Что ж делать? Обсудили казаки указ на своём кругу, и начали эвакуацию Азова. Вывезли иконы, церковную утварь и пушки. Забрали останки погибших: «да не оставит их братство в басурманской земле». В июне турецкий флот пришел к Азову. При его приближении последний отряд казаков взорвал остатки крепостных сооружений и ушел вслед за товарищами. Туркам досталась лишь груда развалин.

Грустный исход? Пожалуй – нет… Благодаря подвигу Азовского сидения, истощившему силы турок, Россия смогла построить Белгородскую засечную черту и 25 новых крепостей, занять и освоить всю чернозёмную полосу, где сейчас Курская, Белгородская, Орловская, Воронежская, Липецкая и Тамбовская области. А Дон навеки воссоединился с Россией, и Царь стал обращаться в грамотах к «нашему Донскому Войску».

Десятый раз мы с друзьями, волнуясь и сопереживая, становимся участниками героической истории. МЫ ПОБЕДИЛИ! Так было, так есть и так будет всегда. Потому что, за нами правда. И с нами Бог!

Источник