28.06.2014

В этом году исполняется 22 года с начала миротворческой операции в Приднестровье, реализуемой под эгидой Российской Федерации

«Заседание ОКК было сорвано молдавской делегацией», «Молдова выступает за вывод российских войск из Приднестровья», «Президент Молдовы обвинил Россию в нарушении нейтралитета», «Из Приднестровья необходимо вывести ещё 20 тысяч тонн советских боеприпасов» - новости под такими заголовками изобилуют сегодня в медийном пространстве. Дата публикации большинства из них - 26 июня 2014 года. И с первого взгляда может показаться, что ничего особенного - молдо-приднестровский конфликт по сей день не урегулирован, а устремления молдавского руководства всем давно известны, и подобными высказываниями отдельных политиков никого не удивишь. Но вот только концентрация тематических посылов для одного-то дня явно зашкаливает, и сама дата непростая – канун подписания Соглашения об ассоциации Молдовы с ЕС.


Очевидное, вероятное…

Республика Молдова парафировала Соглашение об ассоциации с ЕС 28 ноября прошлого года на cаммите в Вильнюсе. В последующем усиленно готовилась к подписанию «исторического» договора, день Х наступил даже раньше, чем изначально планировалось. Однако даже после этого приблизиться к главной цели - заветному членству в Евросоюзе Молдове в ближайшие годы не удастся. Об этом неоднократно заявляли руководители европейских стран и еврочиновники. Глава Делегации ЕС в Молдове Пиркка Тапиола намедни подчеркнул, что речи о принятии страны в интеграционное объединение сегодня не ведется. И дело даже не в том, что ЕС не спешит с заменой Болгарии Республикой Молдова в качестве самого бедного члена. Наличие неурегулированного конфликта и присутствие российских войск делает европейские перспективы Кишинёва ещё более туманными. И это уж совсем не вяжется с теми планами, которые строят по отношению к Молдове участники Организации Североатлантического договора.

В настоящее время все взаимоотношения Кишинёва с блоком НАТО строятся в рамках Индивидуального плана программы «Партнёрство ради мира», но возможности перехода к «ускоренному партнёрству», как, к примеру, Украина и Грузия, или к реализации «Плана действий по членству» сегодня никто не исключает. Да и верить на слово руководству организации, вопреки договорённостям, пережившей за свою историю шесть «расширений», и «закусившей», в том числе, странами бывшего Советского Союза, сегодня будут едва ли.

В свою очередь и Молдова, имеющая внеблоковый статус, уже долгие годы беспрепятственно наращивает военное сотрудничество с членом НАТО Румынией. Правда, многочисленные молдавские и зарубежные эксперты негодуют, мол, ряд подобных межгосударственных соглашений вступает в противоречие с Основным законом страны, другие им вторят: если дело в Конституции, то нужно менять Конституцию. По всей видимости, в Молдове уверены – нейтральный статус – не приговор, а алхимия – важнейшая из наук!

Курс на мир…

В этом году исполняется 22 года с начала миротворческой операции в Приднестровье, реализуемой под эгидой Российской Федерации. Мир на берегах Днестра охраняют Совместные миротворческие силы, состоящие из воинских контингентов России, Молдовы и Приднестровья, а также группы военных наблюдателей от Украины. Миротворцы несут службу на 15 стационарных постах и КПП, расположенных на ключевых участках Зоны безопасности, которая протянулась вдоль Днестра на 225 км и на 12-24 км в ширину. Примерно 2/3 территории ПМР приходится на Зону безопасности молдо-приднестровского конфликта. Руководит миротворческой операцией Объединённая контрольная комиссия. Все решения принимаются за столом переговоров консенсуальным методом делегациями трёх сторон. Также к работе ОКК приглашены представители Украины и ОБСЕ.

Членам ОКК уже на протяжении более чем 2-х десятилетий удаётся находить компромиссы по самым жизненно важным вопросам, зачастую, несмотря на непримиримость позиций сторон. Пожалуй, самым главным достижением руководящего органа все эти годы является отсутствие угроз миру и стабильности в регионе. Еженедельно представители Объединённого военного командования отчитываются о ситуации в Зоне безопасности, констатируя, что конфликтующие стороны не ведут приготовлений к боевым действиям.

На этом фоне тревожно воспринимается известие о блокировании работы ОКК молдавской делегацией, не говоря уже о причинах, якобы, сподвигших представителей Кишинёва на этот шаг.

«Нам не до конца понятны мотивы блокирования работы ОКК. Молдавская сторона обвиняет Приднестровье в том, что в Дубоссарском районе проводились земельные работы, в результате чего якобы образовались какие-то условия, которые сказались на работе миротворческих сил. То есть за каждое поле, вспаханное жителями республики, можно обвинить Приднестровье в том, что оно что-то нарушило. Эти тезисы не поддаются никакой логике», - рассказал глава приднестровской делегации в ОКК Олег Беляков.

Кроме этого поводом для срыва заседания стало изменение инфраструктуры на одном из приднестровских пунктов пропуска. Тогда как приднестровская сторона направила своим молдавским коллегам официальное уведомление на этот счёт. К тому же представители РМ подобные работы проводили практически повсеместно и разрешения ни у кого особо не спрашивали. Кстати, это делалось также путём блокирования заседаний ОКК, по принципу – нет диалога, нет и последствий.

Как упомянуто выше, подобные демарши в ОКК Молдова устраивала и раньше. К примеру, в 2004 члены делегации на протяжении года и вовсе не присутствовали на заседаниях. Причиной тому тогда стала проблема вокруг села Дороцкого, точнее земель, расположенных на территории Приднестровья. Между тем руководящий орган миротворческой операции продолжал функционировать, заседания превратились в совещания, военные продолжали нести службу в штатном режиме.

В 2013 году молдавская сторона аналогично заблокировала работу Объединенной контрольной комиссии в период с мая по сентябрь месяцы под прикрытием невозможности мониторинга Зоны безопасности, приступила к установке инфраструктуры на шести погранично-полицейских постах в Зоне безопасности.

Всё это было, но сегодня последствия могут быть серьёзней! В срыве работы ОКК видятся уже конкретные политические мотивы, направленные на слом миротворческой операции, по крайней мере, в том формате, который сегодня есть.

Кому вывод, а кому выводы…

В тот же день, когда молдавская делегация сорвала очередное заседание ОКК, последовало заявление от президента РМ. Николай Тимофти подчеркнул, что присутствие российских миротворцев в Приднестровской республике грубо нарушает статус конституционного нейтралитета государства. Всего через несколько часов с похожей риторикой выступил замминистра иностранных дел и европейской интеграции РМ Валерий Киверь в Вене на ежегодной конференции ОБСЕ по безопасности.

«Процесс оживления и модернизации режима контроля над вооружениями должен опираться на полный и безусловный вывод российских вооруженных сил с территории Молдовы, в соответствии с принятыми РФ обязательствами на саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999 году», - отметил дипломат.

Удивляет настойчивость молдавских политиков, которые раз за разом ссылаются на договорённости, достигнутые на саммите в Турции. Необходимо напомнить, что «Стамбульские обязательства» 1999 года в части вывоза вооружений из Приднестровья, взятые Россией в контексте ДОВСЕ, были выполнены досрочно еще в 2001 году. На данный момент в ПМР нет никаких вооружений, которые регулируются ДОВСЕ. Более того, в июле 2007 года Россия ввела мораторий на соблюдение ДОВСЕ в связи с тем, что договор не был ратифицирован ни одним государством-членом НАТО.

Далее в своём выступлении Валерий Киверь подводит к главной мысли, лежащей в основе всей «многоходовки». «Отказ администрации Тирасполя и РФ начать политический диалог о безопасности, препятствует решению проблем, с которыми сталкивается население региона», - сказал он, дополнив, что «существует необходимость в преобразовании существующего миротворческого механизма в приднестровском регионе в гражданскую многонациональную миссию с соответствующим международным мандатом».
………….
К чему может привести трансформация миротворческой операции предположить не трудно. У конфликтующих сторон нет ни единого документа, гарантирующего отказ от применения силы, вне рамок миротворческого процесса. К тому же проведение миссий по поддержанию мира под эгидой ОБСЕ давно уже считается дурным тоном, свидетельством тому - тысячи человеческих жертв в различных странах и на разных континентах, и всё это уже после войн – во время «мира».

Андрей Белоус