13.08.2018

12 августа 2000 года в результате катастрофы, произошедшей во время учений в Баренцевом море, на глубине 108 метров затонула АПРК К-141 "Курск".

12 августа 2000 года в результате катастрофы, произошедшей во время учений в Баренцевом море, на глубине 108 метров затонула АПРК К-141 "Курск".

К-141 "Курск" - российский атомный подводный ракетоносный крейсер. Был заложен в марте 1990 года, спущен на воду в мае 1994 года, вошел в строй 30 декабря 1994 года.

Экипаж АПРК К-141 был сформирован на Северном флоте в июне 1991 года. В апреле 1993 года в честь подвига советского народа на Курской дуге в годы Великой Отечественной войны директивой главнокомандующего ВМФ Владимира Куроедова К-141 присвоено почётное наименование "Курск".

С 1995 по 2000 год находилась в составе Северного флота России. В марте 1995 года ректор Курской духовной семинарии епископ Белгородский владыка Иоанн освятил атомную субмарину. Тогда он подарил экипажу копию 700-летней иконы Курской Божией Матери, а каждому подводнику - маленькие иконки с изображением Николая-Угодника, покровителя и заступника моряков.

Подводная лодка "Курск" считалась одним из лучших кораблей Северного флота.

В 1999 году во время операции НАТО против Югославии "Курск" вёл скрытное наблюдение за авианосцем ВМС США "Теодор Рузвельт", самолёты с которого наносили удары по Югославии. За время средиземноморского похода "Курск" отработал 5 условных атак по реальным целям.

Согласно плану Северного флота, в Баренцевом море проходили учения. На борту крейсера было 24 крылатые ракеты и 24 торпеды. Необходимо было произвести пуск крылатой ракеты и торпедную стрельбу по учебной цели. 12 августа 2000 года во время учений АПЛ "Курск" (командир лодки - капитан 1 ранга Геннадий Лячин), которая находилась в полигоне боевой подготовки Северного флота для выполнения учебной торпедной стрельбы по отряду боевых кораблей, в установленное время - 17:30 - не вышла на связь. На поиски атомного подводного крейсера отправилась группа кораблей во главе с командующим Северным флотом адмиралом Вячеславом Поповым. 13 августа в 04.51 гидроакустической аппаратурой крейсера «Пётр Великий» АПЛ была обнаружена лежащей на грунте на глубине 108 метров. Всего на борту в момент катастрофы находилось 118 человек.

В районе катастрофы сосредоточились суда аварийно-спасательной службы Северного флота. В район бедствия прибыли подводная лодка, атомный крейсер "Петр Великий" и еще около 20 кораблей и спасательных судов. Однако шторм не позволил спасателям начать работу.

С помощью глубоководного спасательного аппарата со спасательного судна "Рудницкий" было предпринято несколько тщетных попыток проникнуть в лодку. Все попытки присоса к комингс-площадке лодки оказались неудачными, поскольку треснуло металлическое кольцо шлюза. На помощь российским подводникам прибыло норвежское судно Normand Pioneer с британской спасательной мини-лодкой LR5, позже подошло норвежское спасательное судно Seaway Eagle с глубоководными водолазами на борту. Началась новая, международная фаза операции по спасению экипажа субмарины.

К затонувшему судну спускались российские и норвежские водолазы, работали глубоководные спускаемые аппараты. За спасательными работами, затаив дыхание, наблюдала вся Россия.

21 августа норвежским водолазам удалось вскрыть верхний спасательный люк девятого отсека. Шлюзовая камера была пуста. После спасатели открыли внутренний люк девятого отсека. Внутри оказывается вода. Лодка была наполнена водой. После этого руководством Северного флота официально был подтверждён факт гибели экипажа АПЛ "Курск". Информацию о гибели экипажа представил тогдашний начштаба Северного флота вице-адмирал М. Моцак.

В операции по подъёму тел подводников и секретных документов затонувшего атомохода "Курск" участвовали 6 российских и 6 норвежских водолазов. Норвежские водолазы сделали технологические вырезы в лёгком и прочном корпусах в районе 8-го, 3-го и 4-го отсеков. Затем внутри "Курска" для подъёма тел погибших и секретных документов работали российские водолазы.

Владимир Путин своим указом объявил 23 августа днем траура. Президент России вылетел в Североморск, где встретился с родными и близкими погибших моряков.

26 августа 2000 года Президент России подписал указ о награждении государственными наградами членов экипажа атомной подводной лодки "Курск" (посмертно). Звание Героя Российской Федерации присвоено капитану 1-го ранга Геннадию Лячину (посмертно). Остальные члены экипажа награждены "Орденом Мужества". В этот же день Путин подписал Указ "Об увековечении памяти экипажа атомного подводного крейсера "Курск". 11 сентября 2000 года одна из горных вершин Центрального Кавказского хребта была названа "Курском" – в честь погибших членов экипажа подводной лодки "Курск".

В 2001 году погибшая субмарина была отбуксирована на судоремонтный завод. Началось следствие. Генеральный прокурор России сообщил, что гибель "Курска" произошла от взрыва учебной торпеды 65-76А ("Кит") внутри четвертого торпедного аппарата, и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке АПЛ. В отчёте ГП РФ от 2002 года заявлено, что взрыв торпеды привёл к пожару на борту АПЛ и последующей детонации всего торпедного арсенала 1-го отсека. Второй взрыв произошел две минуты спустя. Он полностью разрушил носовую часть "Курска", были полностью уничтожены несколько первых отсеков лодки и она наполнилась водой в течение шести-восьми часов. Представители прокуратуры заявили, что пожар бушевал по всей длине лодки. Люди, находившиеся во 2-м, 3-м, 4-м, 5-м и 5-бис отсеках, погибли "в короткий промежуток времени - от нескольких десятков секунд до нескольких минут".

К 20 марта 2002 года удалось обнаружить и опознать тела 115 погибших подводников. Тела двух матросов - Дмитрия Коткова и Ивана Нефедкова (Нефеднова), а также главного специалиста "Дагдизеля" Мамеда Гаджиева обнаружить не удалось. По заключению криминалистической медицинской экспертизы, находившиеся в 9-м отсеке подводники погибли от острого отравления окисью углерода в течение 7-8 часов после катастрофы.

Гибель экипажа стала самой масштабной катастрофой в истории отечественного подводного флота.

Часть АПЛ "Курск" как памятник в Мурманске

http://tunnel.ru/post-tragediya-kurska