13.02.2018

Дополнения к открытому письму казачьего генерала, атамана ВКО ЦКВ (2005-2015гг.), атамана МОО ЦКВ Налимова Валерия Ивановича руководителю Федерального агентства по делам национальностей Баринову И.В.

  1. Во второй части письма Атамана упомянуто то, что, по моему мнению, должно стоять в его начале. А именно вопрос о Законе о казаках (казачестве) России, регламентирующем юридическое правовое поле Казачества и Казачьего народа в целом. До сего времени ни одного юридически проработанного и работающего документа касательно казаков и казачества России нет и быть не может до тех пор, пока не будут точно выверены сами юридические термины: «казак», «казачество», «казачий народ».

А если базовый юридический термин «казак» -- этот простой элемент юридической техники, простое словесное обозначение конкретного государственно-правового понятия -- до сих пор не введен, то как могут быть выражены и закреплены содержания нормативно-правовых предписаний государства? 

Говоря о правовом поле, имею в виду сами механизмы правового регулирования, охватывающие специальные юридические средства: юридические нормы, правовые отношения, акты реализации прав субъектами права, правоприменительные акты и прочее.

Таким образом, с формальной юридической точки зрения в России нет и не будет казачества, пока не будет решена вышеназванная проблема.

Даже нет нужды искать «несоответствия» или «белые пятна» в существующих нормативно-правовых актах, связанных с казачеством – о юридических коллизиях не может идти речи, если не обозначены основные государственно-правовые понятия относительно сего предмета.

  1. Определение базового юридического термина «казак» не будет легкой проблемой из-за продолжающейся «размытости» государственной идеологии в вопросе о казачестве. И здесь нужно проявить немалую государственную волю и мудрость Президенту и его советникам всех рангов, включая господина Баринова: становление казачества – краеугольный вопрос не только внутриполитический, но и внешнеполитический, вопрос государственной национальной безопасности. И если новейшая история России более 30-ти лет прощала государству и обществу идеологическую пустоту в отношении Казака, то далее прощение невозможно: война с Россией и ее народом вышла на совершенно новый, невиданный, международный уровень. Оставаясь прежней по цели и сути, война приобрела новейшие гибридные формы, направленные на каждого, без исключения, жителя нашей страны. Снова предать казака – предать Родину.
  1. В 90-х прошлого столетия на заре казачьего движения в России был принят Закон РСФСР от 26 апреля 1991 года N1107-I «О реабилитации репрессированных народов». «Казачество» там упоминается только один раз -- в Статье 2: «Репрессированными признаются народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей, например, казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения».

В этом, еще действующем, ФЗ казачество, приравненное к репрессированным народам, прописано исторически сложившейся культурно-этнической общностью людей (т.е. субэтносом).

Но видимо, государство впоследствии само испугалось своих слов и молча взяло их обратно. Так в Федеральном законе от 05.12.2005 г. N154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» читаем в Статье 2.1,1: «Российское казачество граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ» (граждане РФ, достигшие 18-ти лет). Там же о казачьих обществах: «Казачье общество - форма самоорганизации граждан Российской Федерации…» (Статья 2.1,3).

А в этом ФЗ: казачество -- граждане Российской Федерации (достигшие 18-ти лет), являющиеся членами казачьих обществ.

В этих двух цитатах из Федеральных Законов – все двойственное отношение государства к казакам, к казачьему народу, к казачеству в целом.

  1. С XVI века и до XX казачеством преимущественно называлось воинское сословие, иррегулярное войско, неизменно входившее в состав вооруженных сил Российской Империи.

Законы Российской Империи позволяли казачьим войскам, даже после потери автономии управления, свободно и вольно развиваться экономически, иметь постоянную высокую боевую готовность, растить и учить подрастающее поколение – эти законы были гарантом и для казачьего народа и для государства, которое в лице казачьих войск постоянно имело грозную вооруженную силу, неизменно обеспечивающую целостность границ и территорий Империи. Так было веками.

В кровавое лихолетье начала XX века практически все казаки были уничтожены или репрессированы. Их боялись как единственного народа России, способного к самоорганизации, как мощной несгибаемой военной силы. Но сначала их разоружили, в частности, на Северном Кавказе.

А в 90-е годы того же века, когда подняли голову чеченские сепаратисты и международные террористы, движимые и управляемые врагами России из-за рубежа, Центр отказал терским казакам в оружии для защиты родных станиц, домов, семей. Государство тогда предало казаков: несколько десятков тысяч коренного русского казачьего населения Терека было уничтожено, а оставшиеся были вынуждены бежать, бросая свои жилища.

И ныне мало что изменилось. Снисходительно позволяя казачьим обществам лишь «охранять порядок» или «экологию» в качестве народных дружинников, государство, по сути, делает то же, что в начале и конце XX века – разоружает. Разоружает и материально, и финансово, затаптывая слабые ростки самоорганизации на местах.

Кто казак для государства? Разбойник, как Разин или Пугачев, или Защитник, как миллионы сынов казачьего народа, сложившие голову за Россию в самые трагические времена ее истории?

Что есть казаки для государства? Народ или воинское сословие? В любом случае срочно необходим Закон о казаках, четко встраивающий в механизмы правового регулирования жизни как казачьих обществ, так и каждого отдельного казака и членов его семьи.

Можно сколько угодно строить и преобразовывать силовые структуры. Можно организовать еще несколько Росгвардий, назревшие проблемы этим не решить – не ответить на все вызовы антигосударственных, антирусских деструктивных сил. Только вернувшись к исконному – к истокам, к вековым традициям казачьего народа, можно одержать победу в войне за Россию. Не будет казаков – не станет и России!

 

Войсковой священник МОО ЦКВ Дмитрий Ненароков